Известные люди Кирово-Чепецка - Верстаков Валерий Афанасьевич


В раннем возрасте Валерий Афанасьевич, как и все остальные дети, был активным ребёнком. Жил в обычной многодетной семье. Страсть к искусству у него появилась к 12 годам. Валерий Афанасьевич был ещё ребёнком, когда лишился правой руки, но его желание творить привело к тому, что он переучился на левую. Многие годы он занимался живописью и решил поделиться опытом и передавать свои знания детям.

Теперь Верстаков Валерий Афанасьевич работает в общеобразовательной художественной школе и обучает детей этому искусству. Он достойно входит в состав лучших Российских художников. Но это ещё не всё, Валерий Афанасьевич не только художник, но и поэт! Есть книга, которую издал он и его друзья.


Творческий путь В.А.Верстакова

Валерий Афанасьевич родился 23 мая 1950 года в городе Слободском. В семье было 4 детей: 2 сына, 2 дочери. Он второй ребёнок в семье после старшей сестры. С детства Валерий Афанасьевич много времени проводил на лоне природы, рисовал. Семья была творческой, музыка и пение не оставляли равнодушными никого. Около трёх лет Валерий учился в музыкальной школе по классу баяна, но из-за травмы руки пришлось оставить музыкальную школу. В роду Верстаковых были гармонисты, вообще вся семья была музыкальная. Любили петь, отец на праздниках был запевалой. Сестры закончили музыкальную школу по классу фортепиано и педучилище по специальности музыкальный работник.

До сих пор музыка занимает важное место в жизни художника. Особенно он любит классику: Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Шопена и др.

В 1971 году было окончено Кировское училище искусств, а в 1988 году – Костромской Государственный Институт Художественно-графический факультет. С 1977 года Валерий Афанасьевич начал преподавать в детской художественной школе города Кирово-Чепецка. В 1998 году он был принят в члены ВРО ВТОО «СХР». Валерий Афанасьевич является членом Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско. В 2013 году он получил Почётное звание «Лауреата премии имени Я.Ф.Терещенко».

С 1992 года Валерий Афанасьевич начал заниматься иконописью. С 1997 года по 2003 год расписывал вместе с Николаем Швецовым Храм Михаила Архангела в селе Русском. В 2004 году – расписывал Троицкий храм в селе Бахта. С 2005 года – расписывал Всехсвятский храм в городе Кирово-Чепецке. Летом 2010 года был приглашен в Марокко для росписи православного храма, где работал 2 месяца.

В настоящее время продолжает расписывать Всехсвятский храм в городе Кирово-Чепецке.


Признание Верстаков - художник

Детства босого пора непутёвая,
Светлые жилки тропинок в траве.
Улица тихая – Малосадовая,
Солнца ладонь на моей голове.

Рано или поздно человек задумывается о выборе жизненного пути. И счастлив тот ребёнок, в семье которого созданы условия для проявления таланта и способностей. Династия Верстаковых была той счастливой семьёй, чьи дети росли и воспитывались в атмосфере любви, заботы и творчества. Поэтому профессия художника была выбрана не случайно.

Произведения живописи художника не просто интересны, они имеют для нас не только эстетическое значение, но и историческое. В них можно почерпнуть новые знания, увидеть это всё наглядно. Несомненно, каждый человек должен знать историю своего края.

На полотнах живописи нашли отражение и вятские народные промыслы. Изделия из бересты и ивовой лозы славились не только на Вятке. Большой успех имели они и у жителей других областей. А мастера и мастерицы дымковской игрушки! О славном Дымково знают и за рубежом. Уникальностью этих самобытных народных игрушек любуемся мы и по сей день. Вятский праздник «Свистунья» не обходился без глиняных свистулек. И крестьянский труд, и уютный деревенский дом – всё это запечатлено на полотнах художника. Перед нами разворачиваются живые картины истории нашего края.

Самое же главное то, что художник передаёт нам свою любовь к природе родного края. В пейзажах В.А. Верстакова ощущается его верность натуре, понимание ее как первоосновы искусства. В произведениях этого плана он изображает различные уголки родной земли, показывает природу в самое разное время года и суток, при разном ее состоянии. Его внимание привлекают деревни и села, леса и луга, небольшие речушки и дороги – вечные спутники человека. С огромной любовью изображены наши вятские перелески, дали, избы, туманное утро, гроздья рябины. От них веет умиротворением. Названия картин говорят сами за себя: «Тёплый вечер», «Осеннее солнце», «Солнечная осень в Шатках».


Лики мягки и резки,
И добры, и строги…
Есть – поэзия фрески,
Живописность – строки.

В 2010 году многие СМИ рассказывали о Кирово-чепецком художнике В.А.Верстакове, которого пригласили в Марокко расписывать православную церковь. Говорилось, что он пропагандирует искусство вятского края, сохраняя традиции классической живописи и иконописи. Помимо храма в древней арабской стране, им были расписаны церковь Михаила Архангела в селе Русское, Троицкая церковь в селе Бахта и, конечно, Всехсвятская церковь в Кирово-Чепецке.

Занятия храмовой живописью позволяют Валерию Афанасьевичу изредка отдыхать душой. Но вообще он считает, что, говоря словами поэта Николая Заболоцкого, «душа обязана трудиться и день, и ночь».

Из воспоминаний художника:

В 1997 году меня с Николаем Швецовым пригласили в с.Русское расписывать храм Михаила Архангела. Раньше (в 1988г.) мы с ним были там на этюдах и я написал несколько пейзажей с видом с.Русское, которые сейчас находятся в ДК с.Русское.

Каждое лето мы с Николаем Швецовым приезжали в с.Русское и расписывали часть храма. Настоятель Троицкого храма с.Бахта, ознакомившись с нашей росписью, пригласил нас расписывать храм в с.Бахта. И в 2004г. мы начали роспись Троицкого храма в с.Бахта. А затем уже был Всехсвятский храм в Кирово-Чепецке.

Он строился на наших глазах. И первые иконы с Николаем Швецовым мы начали туда писать в начале 90х годов. А в 2005г. началась роспись на втором этаже храма.

Но в августе 2005г. Н. Швецов ушёл из жизни после тяжёлой болезни. И в дальнейшем мне пришлось расписывать храм одному. Лишь в 2011 году в росписи алтаря я работал с помощником Костей Шатковым, который потом поступил в Духовную академию на иконописный факультет.


Многогранность мастерства художника-Верстакова

Валерий Афанасьевич очень любознательный человек, не любит суеты. В жизни он прост, неприхотлив. Кроме живописи у него есть еще одно увлечение – поэзия.

Много лет он занимается в творческом клубе «Поиск», печатается в районной газете «Кировец», его стихи вошли в сборник стихов Кирово-Чепецких поэтов, изданный отдельной книгой. Для настоящего художника нет тем мелких, незначительных.


Чтоб цветок поднялся выше крыши,
Нужно отойти от дома
И на косогоре лечь в траву,
И смотреть
Сквозь кружево травинок
На окно,
Из которого с запахом хлеба
Ушло мое детство.
И тогда все маковки цветов
С облаками вровень – выше дома,
Выше дерева,
Покрывшего ветвями двор тенистый,
Выше яблони душистой.
Всё от точки зрения зависит:
Сверху –
Все понятно, мелко.
Снизу –
Все возвышенно, непросто.
Я лежу
И по бревну – травинке
(Рядом с моим глазом)
Слон пятнистый ходит –
Божья коровка.

Приятно осознавать, что творчеством близкого тебе человека восхищаются люди, разбирающиеся в искусстве. Не без волнения перечитываю строки заметки Н.Сластникова, опубликованные в газете: «Как художник и поэт Валерий Верстаков ищет своё волшебное слово, чтобы открыть людям истину, показать в ней, что надо жить в гармонии с природой, в любви и согласии друг с другом».


В глухой тиши живёт родник,
Я там живой воды попью,
И душу освежу свою,
Чтоб дух живой в меня проник.

Жизнь Вятского края является своеобразной питательной почвой для его творчества. Она обогащает художника каждодневно, раскрывая перед ним значительность трудовых дел современников, разнообразие человеческих характеров, красоту родного края. Здесь он черпает силы, замыслы, находит трепетный живой материал.


Праздник «Свистунья»

Где-то в Дымкове (в дымке ли?)
После паводка весеннего,
Задыхаясь травой и сиренью,
Кто-то в глину свистнул свирелью.

Жаром чьей-то души
Обожженная птица
Призывала – «Проснись,
Мать – сырая землица!»

Пели песню весне
Стар и млад, и свистели,
Чтобы славный был сев,
Чтоб колосья поспели.

На зеленой траве светлый праздник
Расстилал свои скатерти разные.
Отражаясь, плескалось в корчагах
Загулявшее солнце красное.

Свистом – духа земли вызывая,
В глину вдохнули душу.
Все надежды свои выливали
Люди в песню – простую игрушку.

Через поэзию и живопись художник стремится показать, как красива вятская земля, сколько прелести в ней, отражая дорогое, близкое, и это светлое чувство, свое видение мира он передаёт зрителю.

В одном из своих стихотворений, посвящённых О. Шаткову, он напоминает нам о магической силе природы родного края, её благотворном влиянии на человека:


Когда, под вечер, ветками черёмух,
Прикрывшись, робко прячется луна,
И свет не проникает в тихий омут,
Лишь кружевная тень едва видна,

Когда повсюду замолкают птицы,
И тьма глядит из чащи на поля,
Так хочется на миг остановиться,
И ощутить, что это всё не зря…

В чем видит он смысл жизни? Что для него главное? Конечно, главное, в чем этот удивительный человек видит смысл жизни – это творчество. А семья для него – надёжная опора, надёжный тыл, где всё строится на уважении и любви.


Верстакова Екатерина, 11 класс, гимназия №1
Учитель : Савельева Л. А.
(По материалам исследовательской работы «Природа родного края в сердце, живописи и поэзии»)